|Сделать домашней|Добавить в избранное
 
 
Сортировать статьи по: дате | популярности | посещаемости | комментариям | алфавиту

Секрет 8: Владей собой!

Автор: Marija от 17-08-2012, 13:36

Иными словами, не паникуйте и на экзамен отправляйтесь с уверенностью победителя. Конечно, есть среди нас и хронические психопаты, на которых сама мысль о предстоящем экзамене наводит ужас и отчаяние, но все же большинству учеников помогли собраться и правильно настроиться мои нехитрые рекомендации.

Итак.

1. Не занимайтесь в день перед экзаменом. Как говорится, перед смертью не надышишься, поэтому пусть последний день будет наполнен для вас отдыхом, весельем и исключительно позитивными эмоциями. Конечно, "зависать" допоздна в ночном клубе и употреблять горячительные напитки не стоит, а вот прогулка по окрестностям, поход в кино или на футбольный матч, занятия нетравматичным видом спорта будут весьма кстати.

2. Утром сделайте любую известную вам дыхательную гимнастику (bodyflex, оксисайз, йога и т.п.) или на худой конец просто пять минут глубоко подышите, резко впуская воздух через нос и плавно выпуская через рот. Это позволяет нормализовать дыхание, сердцебиение, кровообращение, а заодно окончательно проснуться и... успокоиться. Проверено неоднократно.

3. На экзамен надевайте привычную вам одежду. Пусть на вас не будет ничего нового, красивого и ценного, чтобы это не отвлекало вашего внимания.

4. Одну-две недели перед экзаменом пользуйтесь исключительно черной гелевой ручкой, чтобы вы успели к ней привыкнуть. В этом случае на самом экзамене у вас не будут дрожать руки от страха поставить крестик не в ту клеточку.

5. Ну и, наконец, самым главным гарантом вашего спокойствия и уверенности на экзамене станут горы прорешанных тестов, в том числе тренировочных в обстановке, приближенной к экзаменационной.

Секрет 7: После драки кулаками не машут!

Автор: Marija от 17-08-2012, 13:15

Общеизвестно, что выпускники, не согласные с оценкой, полученной на экзамене, имеют право на апелляцию. По моей личной статистике, одной трети моих учеников удавалось отсудить несколько баллов, так что сложно сказать, что апелляция - совсем уж бессмысленная затея. Каждый вам скажет, что подавать на пересмотр работы нужно только в том случае, если вы непоколебимо уверены в своей правоте, причем во всей работе, а не только в заданиях, за которые снижены баллы. Мой опыт говорит о том, что ситуации бывают совершенно разные. Иногда члены апелляционной комиссии вслед за экспертами, проверявшими работу, отказываются ставить максимальную оценку там, где, казалось бы, ни у кого сомнений быть не может. Причины могут быть самые разные и не всегда связанные непосредственно с содержанием работы. Человеческий фактор (в данном случае усталось от несметного числа работ, бланков, самих выпускников и их родителей) никто не отменял. А бывают противоположные случаи, когда выпускники и сами осознают ошибочность или неполноту своего ответа, а эксперты ни с того ни с сего исправляют его балл на максимальный, порой даже не заглядывая в работу. Опять же, человеческий фактор. И всенепременная удача. Но лучше, скажу я вам, караулить эту удачу на самом экзамене. Тут секрет прост: внимательно читайте задания и давайте на них абсолютно правильные ответы. Тогда шансы на высокие баллы будут в разы больше, чем по итогам апелляции. Тем более, что на этой процедуре пересматривается только часть С, а сами задания на руки не выдаются, так что вы сами еще и помнить их должны сами. По крайней мере, так было в этом году.

Секрет 6: Списать(,) нельзя(,) самому решать?

Автор: Marija от 17-08-2012, 12:53

К вопросу списывания я не отношусь так строго, как некоторые мои коллеги. В конце концов, это личный выбор каждого, и советовать тут что-то сложно. Скажу лишь о плюсах и минусах возможных альтернатив.

Итак.

1. Списать

+ возможность "спасти" сколько-то столь нужных баллов

- вероятность быть замеченным за этим криминальным занятием и выдворенным из аудитории без права пересдачи

- переключение внимания с процесса планомерного выполнения заданий на процесс списывания. Чревато возникновением повышенной нервозности, отказом мозга соображать, ощущением паники и т.д.

Зачастую выпускники, которые решают списать какое-то одно задание, отвлекаются от выполнения своей основной задачи и дальнейшие задания либо выполняют с ошибками, либо неправильно исправляют уже выполненные. Их начинает лихорадить, они сомневаются во всем, что пишут. Впрочем, есть и те, кого списывание никак не сбивает с пути истинного, и в итоге они получают свои заветые 100 баллов, при этом нисколько не терзаясь угрызениями совести.

2. Не списать

+ соблюдение общепринятых моральных принципов, а также непосредственно главного дисциплинарного требования к сдающим ЕГЭ

+ гарантия не быть выгнанным с экзамена и соответственно стопроцентно (при определенном уровне подготовке) сдать его - другой вопрос, как сдать?

 - потеря выигрышных для поступления в вуз баллов (а вдруг на бюджет не хватит тех самых трех баллов?)

 - несправедливое неравенство (Пример из жизни. Моя ученица Лиза полгода добросовестно занималась, а на экзамене чуть-чуть не повезло с вопросами: 2-3 были связаны с темами, которые мы не успели хорошо повторить. Итог: 84 балла. Очень достойно, но аналогичный результат оказался у ее одноклассницы, которая начала готовиться к ЕГЭ за месяц. Секрет прост: Лиза решала тест сама, а одноклассница списала от и до. Обидно? Конечно, обидно. Справедиво? Совершенно не справедливо.

В общем, вопрос "Списать или не списать" остается открытым. В любом случае, трезво оцениваете свои умения и навыки в этом деле, а также особенности психики.

Секрет 5: Отвечай на вопрос!

Автор: Marija от 16-08-2012, 17:11

Еще раз скажу о том, насколько важно внимательно читать задания. Вот типичное задание на внимание к построению самого вопроса.

А2

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1. Используя специальные термометры, океанологи производят измерения на различных глубинах океана по всей его ВОДЯНОЙ поверхности.
2. Для возвышенностей с твёрдыми, нерастворимыми породами типична БОЛОТИСТАЯ местность.
3. Довольно часто устойчивое выражение, имеющее ЦЕЛОСТНЫЙ смысл, переводится на другой язык одним словом.
4. Наполеон проявил ОСОБОЕ уважение к Сперанскому, подарив ему табакерку с собственным портретом.
Как похожи слова "верно" и "неверно", и как часто выпускники читают вместо одного другое и наоборот... Цена невнимательности - 1 первичный и 2-3 тестовых балла. А вопрос легкий, даже первоклассник знает, что водяной - это сказочный персонаж, который водится в воде и почитает себя хозяином этой стихии, а у океана поверхностная водная...
Или еще пример. Мою ученицу на экзамене по обществознанию спросили о функциях выборов в демократическом государстве, а она почему-то стала описывать, какие существуют в мире избирательные системы... Почему - загадка. Но три балла потеряны.
Вывод: наивнимательнейшим образом читаем задания и отвечаем на тот вопрос, который нам задают, а не на тот, что привиделся.

Секрет 4: Не знать нельзя, писать!

Автор: Marija от 16-08-2012, 16:54

Именно так и никак иначе. Даже если сомневаетесь в правильности ответа на какой-либо вопрос, пишите! Процент попаданий на экзамене пальцем в небо не так уж низок. В конце концов, раз вы не знаете верного ответа, вы все равно потеряете эти баллы, а вот если ваша авантюра с угадыванием удастся, вы выиграете "лишние" баллы. Такая тактика применима только к совершенно патовым ситуациям, к абсолютному "безрыбью". Если вы знаете материал, но не вполне уверены в правильности аргумента в пользу своего мнения, тогда выберите другой аргумент. В общем, если у вас есть выбор - пишите о чем точно знаете, если выбор нет - тыкайте в небо и надейтесь на удачу!

Секрет 3: Доверяй, но проверяй!

Автор: Marija от 16-08-2012, 16:46

Важная составляющая успеха на экзамене - тщательная проверка написанного. Причем, лучше проверить не только чистовой вариант, но и черновой. Всего на операцию "переписывание+проверка" лучше отвести около часа. Важно не только перечитать все, что вы переписали, но еще и вчитаться в смысл, исправить логические, орфографические, пунктуационные, речевые, языковые и фактические ошибки. В случае малейших сомнений в правильности приводимых фактов, названий, имен лучше не писать и заменить на что-то, не вызывающее сомнений. В ходе подготовки путем прорешивания типовых тестов важно понять, какого рода ошибки или описки вы чаще всего делаете и особенно внимательно искать и исправлять подобные на экзамене. Если вы вписываете крестики не в те клеточки, каждый ответ части А нужно выверить 2-3 раза. Если неправильно читаете задания, то прочитать их несколько раз, по слогам, еле слышимым шепотом, чтобы смысл дошел. Если пропускаете или, напротив, ставите лишние знаки препинания в сочинении, то не поленитесь - сделайте синтаксический разбор всего текстая, найдите сложные предложения, осложняющие конструкции, однородные члены и т.д. Помните, что знаки препинания никогда не ставятся просто так: для каждого случая должна веская научно обоснованная причина. Не знаете такой причины? Значит, здесь запятую не ставьте. Лишний знак, как и недостающий -  это тоже ошибка. Что касается проверки содержания развернутых ответов, то здесь важно еще на этапе проверки вычеркнуть все лишнее. Лишнее - это то, что не вписывается в общую логику ответа, а не только то, что не решительно к нему не относится. Лучше не "лить воды"для объема ответа, а писать только по сути. Одновременно с этим важно ответить на все вопросы, имеющиеся в задании: зачастую их там один, а несколько.

Секрет 2: Построй свой алгоритм!

Автор: Marija от 16-08-2012, 16:07

Предложенный мной ниже алгоритм подходит не всем, и я его совершенно не навязываю. Возможно, вам удобнее выполнять все по порядку, а может, вы привыкли сначала быстренько ответить все, что знаете хорошо, а потом уже думать над всем остальным. Но: к моменту экзамена у вас уже должен быть подход, согласно которому вы будете выполнять задания. Это поможет вам не растеряться и использовать выделенное время максимально эффективно.

Секрет 1: Правильно распределяй время!

Автор: Marija от 16-08-2012, 14:42

Наиболее важной составляющей успеха на экзамене является умение правильно распределить время. Чтобы легче было следить за временем, лучше одеть на экзамен обычные наручные часы. Что касается предметов, входящих в мою компетенцию, я всегда советую своим ученикам сначала выполнять часть с развернутыми ответами (самую сложную, долго выполняемую и с наиболее ценными в плане баллов заданиями), а уже потом приступать к тестовой части. Зачем нарушать изначально заданный разработчиками порядок расположения заданий? Часто бывает так, что просидев долго над частью тестом (если там требуется краткий ответ, то это еще не значит, то задания там всегда простые), на качественные развернутые ответы у выпускника уже не остается времени, и он пишет второпях и сокращая то, что мог написать гораздо лучше. А "стоят" задания из второй части больше. Поэтому сначала пишите много, а уже потом переходите к тем заданиям, где нужно ответить кратко.

Секрет 10: Расширяй кругозор!

Автор: Marija от 16-08-2012, 14:27

В процессе подготовки к ЕГЭ, как это ни странно, важно не зацикливаться на одной лишь подготовке. Нужно жить полной жизнью, постоянно развиваться как личность, читать книги, смотреть фильмы, ходить в театры и музеи, быть в курсе текущих новостей и общемировых тенденций. Если юный человечек запрется в четырех стенах и будет зубрить учебники, то он скорее получит нервный срыв, а не 100 баллов на экзамене. Кроме того, сочинение и по русскому языку, и по обществознанию предполагает использование аргументов из личного, читательского и общественного опыта, а другие задания части С ЕГЭ по обществознанию предполагают наличие внушительного кругозора у выпускника . А откуда бы ему взяться, как не из самой жизни? В общем, если до этого вы не любили читать для себя, а не потому что "надо", срочно полюбите это. Аналогично с театрами, кино, телевидением, Интернетом. Отделяя зерна от плевел, поглощайте новое. Оно вам обязательно пригодится.

Секрет 9: Будь готов ко всему!

Автор: Marija от 16-08-2012, 14:09

Многие мои ученики часто совершают одну и ту же ошибку: они готовятся только к тем экзаменам, которые им представляются наиболее трудными и совершенно не уделяют внимания "легким". Потом на весеннем тренировочном ЕГЭ в школе они получают свои 55-60 баллов и начинают паниковать. Итог - 90 баллов по "сложному" и какие-нибудь 70 по "легкому"-  вполне закономерен. Посему заклинаю всех амбициозных товарищей не быть самоуверенными и тщательно готовиться ко всем сдаваемым экзаменам.

Назад Вперед
Наверх