|Сделать домашней|Добавить в избранное
 
 
Персональный сайт » Моя копилка » Литература » Анализы произведений: от "Слово о полку Игореве" до Грибоедова


Анализы произведений: от "Слово о полку Игореве" до Грибоедова

Автор: Marija от 20-08-2012, 20:44
 (голосов: 67)

«Слово о полку Игореве»

1. История и дата создания

Написано неизвестным автором между 1185 и 1187 годами – время, кода феодальная раздробленность достигла наивысшего пика. Рассказывает о походе князя Игоря Новгород-Северского на половцев. Автор, по всей видимости, был фигурой, приближенной к действующим лицам.

 

2. Направление, род и жанр

Произведение древнерусской литературы, жанр – что-то среднее между речью и песней

 

3. Действующие лица, сюжет и композиция

Действующие лица.

Князь Игорь, князь Святослав Киевский, хан Кончак, князья Ярослав Осмосмысл, буй тур Всеволод, княгиня Ярославна. Остальные герои не являются активными участниками, но автор все равно о них упоминает. Автор положительно относится к князю Святославу: именно в его уста он вкладывает собственные мысли о необходимости объединения и прекращении усобиц. Также автор восхищается храбростью князей-братьев Игоря и Всеволода, но осуждает их стремление к разрозненности и нежеланию объединиться. А вот о князьях-зачинателях раздробленности: Олеге Гориславиче и Всеславе Полоцком автор говорит с осуждением. Женские образы в произведении представлены женами князей – Ярославной, женой Игоря, которая по нему причитает в Путивле и просит вернуть его из плена - , и Глебовной, женой буй тур Всеволода, о которой тот вспоминает на поле битвы.

Сюжет.

Игорь идет с походом на обнаглевших половцев, но ему помогать никто из князей не хочет, поэтому Игорь терпит поражение и попадает в плен к половцам. Перед решающей битвой на небе грозное предзнаменование: затменение. Киевский князь Святослав, отец Игоря видит дурной сон, а узнав о поражении русского войска, произносит свое «золотое» слово, в котором он призывает всех князей объединиться перед общим врагом и прекратить усобицы. В это же время льет слезы жена Игоря Ярославна. В конце Игорю таки удается убежать из плена, и повествование оканчивается оптимистичным подъемом, восславлением героев и верой в то, что русские князья объединятся и что на Руси все будет хорошо.

Композиция.

Экспозиция: вступление

Завязка: Вступление в поход дружины князя Игоря

Развитие действия: солнечное затмение, два боя, пленение князя Игоря, беды на Русской земле

Кульминация: «Золотое слово» Святослава и Плач Ярославны

Развязка: бегство Игоря из плена, прославление князей и дружин

 

4. Художественные особенности

Большое значение в «Слове» имеет пейзаж: природа является отражением происходящих событий. Присутствуют и фольклорные мотивы: взывание к Бояну, использование жанра плача, напевность и ритмичность повествования, часто встречающиеся восклицания. Включение сна в повествование – авторская находка. Среди средств художественной выразительности можно выделить: а) эпитеты (постоянные – мечи булатные, зелена трава, борзый конь, храбрая дружина, черный ворон – и оригинальные авторские – сини молнии, мечи харалужные, жемчужная душа, студеная роса, берега серебряные, золотое слово), б) сравнения: Игорь – горностай, Ярославна – одинокая кукушка, Всеволод – буй-тур, Боян – соловей, в) олицетворения: обращение Ярославны к природе как к всемогущему существу (языческие заклинания к Ветру, Днепру, Солнцу, г) звукопись «летят стрелы каленые, гремят сабли о шеломы, трещат копья булатные в степи незнаемой, «в пяток потоптоша поганые полки половецкие», д) метафоры: Боян «мыслию растекается по древу», Игорь «заостряет» сердцем мужеством, тоска «разливается» по Русской земле, е) использование символов: во сне видится Святославу, что его покрыли черным покрывалом (скорбь), черпали ему синее вино с ядом смешанное(горе), сыпали на грудь крупный жемчуг (слезы); черные тучи – половцы, четыре солнца – четыре русских князя.

 

5. Цитаты на заучивание.

Тот Боян, исполнен дивных сил,

Приступая к вещему напеву,

Серым волком по полю кружил,

Как орел, над облаком парил,

Растекаясь мыслию по древу.

 

Тогда изронил Святослав великий слово златое, со слезами смешанное:

"О сыновья мои, Игорь и Всеволод!  

Рано вы стали мечами разить Половецкую землю,

А себе искать славы!

Не с честию вы победили,

С нечестием пролили кровь неверную!

 

Голос Ярославнин слышится, на заре одинокой чечеткою кличет:

"Полечу,- говорит,- чечеткою по Дунаю,

Омочу бобровый рукав в Каяле-реке,

Оботру князю кровавые раны на отвердевшем

   теле его".

Ярославна поутру плачет в Путивле на стене, приговаривая:

"О ветер, ты, ветер!

К чему же так сильно веешь?

На что же наносишь ты стрелы ханские

Своими легковейными крыльями

На воинов лады моей?

 

6. Тематика и проблематика

Важность единства русской земли, красота и бескрайность Руси, важность сильной княжеской власти, судьба русского народа

 

7. Основная идея произведения

Русская земля должна быть единой.

 

8. Образ автора: патриот Русской земли, мог быть участником описываемых событий, возможно, был историком, поэт, талантливый писатель, тонкий психолог

 

9. Оценка и значение произведения:

А.С. Пушкин: «„Слово о полку Игореве“ возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности»; «к сожалению, старинной словесности у нас не существует. За нами темная степь и на ней возвышается единственный памятник: „Песнь о полку Игореве“»

Б. Олейник: "Слово..." стало тем неиссякаемым кладезем, из которого черпали и черпают живую воду вдохновения литературы всех народов. Для нас же, славян, и прежде всего русских, украинцев, белорусов - это, по сути, то начало, из которого родились наши литературы. "Слово..." присутствует в самой формуле нашего духовного генетического кода. Поэтому часто, сами того не подозревая, мы пользуемся даже интонационным ключом "Слова..."

 

 

 

Денис Иванович Фонвизин (1745-1792)

 

 

Русский литератор эпохи Просвещения, идеи которой вошли в его основные произведении, один из важнейших представителей отечественного классицизма, создатель русской бытовой комедии, происходил из ливонского рыцарского рода. Превознося идеалы просвещения и гуманизма, критиковал социально-политическую ситуация современной ему крепостнической России, за что его произведения не раз подвергались цензуре.

«Недоросль»

1. История и дата созданиия. Пьеса «Недоросль» написана в 1781 году и стала триумфом идей русского Просвещения. Так как пьеса обличала пороки дворянства, царский двор и сама Екатерина II активно старались воспрепятствовать ее постановке и изданию, однако премьера пьесы с участием известнейших актеров того времени Ивана Дмитриевского и Плавильщикова состоялась в том же 1782 году и имела оглушительный успех, а на след чссссующий, 1783 год, пьеса «Недоросль» был впервые опубликован.

 

2. Направление, род и жанр. 

Классицизм, драма, комедия.

 

3. Действующие лица и сюжет.

Действующие лица.

Дворянская семья Простаковых: господин, госпожа и их сын Митрофанушка, компаньон Простаковых Правдин, дворянин Стародум, его племянница Софья, ее жених Милон, братПростаковой Скотинин, учителя Митрофанушки Кутейкин, Цыфиркин, Вральман, крепостные Тришка и Еремеевна.

Сюжет.

Госпожа Простакова ругает слуг Тришку и Еремеевну за плохо сшитый кафтан. Софья получает письмо от своего дяди Стародума, которого Простаковы считали умершим. Из письма становится известно, что Софья – богатая наследница. Простакова отказывает брату в женитьбе на Софье, а хочет женить на ней своего сына Митрофана. В усадьбу Простаковых приезжает Милон и неожиданно встречает Софью, которую долго не видел. Происходит спор Скотинина и Митрофана. Приезжает Стародум, ведет разговоры с Правдиным и Софьей, хочет забрать ее в Москву, чтобы выдать замуж. К радости Софьи, жених, выбранный для нее Стародумом, является Милон. Ему удается спасть Софью от похищения, которое задумала Простакова, чтобы обвенчать Софью с Митрофаном. Правдин объявляет об установлении опеки над поместьем Простаковых. Митрофан отправляется служить.

 

4. Цитаты на заучивание

Не хочу учиться — хочу жениться. (Митрофан)

Вот злонравия достойные плоды (Стародум)

Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила бы. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее. (Стародум)

Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни. (Стародум)

Наличные деньги — не наличные достоинства. (Стародум)

5. Тематика и проблематика

Честь и достоинство дворянина, невежество, духовное развращение, порочность крепостного права.

 

6. Основная идея произведения

Истинный дворянин должен быть исполнен чести, достоинства. Предназначение дворянина в службе государству, а если он подает в отставку, тогда он должен разумно управлять поместьем и гуманно относиться к своим крепостным. Назначение комедии – смехом казнить пороки.

 

7. Художественное своеобразие

Три единства классицизма: времени (сутки), места (имение Простаковых), действия (конфликт вокруг сватовства к Софье), плоскость классицистических героев (делятся на плохих и хороших, без полутонов). Понять отношение автора к героям легко: он наделяет персонажей говорящими фамилиями  и определенной манерой речи: любимые герои говорят высоким штилем , правильным литературным языком о вещах возвышенных. Но Фонвизин немного отступает от классицистических законов: он стремится к объективному отображению жизни, старается создать целостные образы даже второстепенных персонажей.

 

8. Композиция

Ярко выражены композиционные элементы пьесы: завязка (проявление Софьи в деревне Простаковых), развитие действия (сватовство к Софье), кульминация (приезд Стародума) и развязка (помолвка Софьи и Милона, конфискация имения у Простаковых и отъезд Митрофана на службу)

 

9. Оценка и значение пьесы, взаимосвязь с другими произведениями автора

«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н.В. Гоголь).

 «Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» (В. Г. Белинский)

 Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. В 1788 году он задумал издавать журнал „Стародум“, получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещен.

Пушкин очень высоко ценил весёлость и крайне сожалел, что в русской литературе так мало истинно весёлых сочинений. Вот почему он с любовью отметил эту особенность дарования Фонвизина, указав на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя.

«В произведениях этого писателя впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией», — отмечал А. И. Герцен.

Творец «Недоросля» был не только крупным и талантливым драматургом XVIII века. Он — один из основоположников русской прозы, замечательный политический писатель, воистину великий русский просветитель, бесстрашно, в течение четверти века, воевавший с тиранией. Для современников он по-прежнему остается творцом двух своих самых известных комедий: «Бригадира» и «Недоросля».

 

 

Гавриил Романович Державин (1743-1816)

Гавриил Романович Державин был крупнейшим русским поэтом эпохи Просвещения. Его творчество представляет собой вершину русского классицизма. В различные годы занимал высшие государственные должности: правитель Олонецкого наместничества (1784—1785), губернатор Тамбовской губернии (1786—1788), кабинет-секретарь Екатерины II (1791—1793), президент Коммерц-коллегии (с 1794), министр юстиции (1802—1803).

Памятник

1. История и дата создания.

Стихотворение «Памятник» было написано  в 1796 году. Движимый непониманием общества истинной сущности и новизны своей поэзии, Державин, следую примеру Горация,  создает произведение, в основу которого заложено желание сформулировать программное своеобразие своих од.

 

2. Направление, род и жанр.

Классицизм, лирика, ода.

 

3. Тематика и проблематика

Роль поэта и поэзии, память, творчество.

 

4. Идея

Люди будут помнить того поэта, который был искренен в своих произведениях, стремился внести новое в поэзию.

 

5. Художественное своеобразие

«Забавный русский слог» - новая стилистическая манера, введенная Державиным в русскую литературу. «Первый я дерзнул в забавном русском слоге…» В чем «дерзость» Державина? В отступлении от знаменитых «правил» классицизма. Правила эти требовали, чтобы поэт «вещал», провозглашал в виде вечных истин те абстрактные добродетели, которые «положены» императорскому сану и выражались общим для од слогом. Державин же создал «забавный русский слог», помогавший ему раскрывать во всем, о чем бы он ни писал, свою личность. Шутка выявляла индивидуальный склад ума, манеру понимать вещи и взгляд на мир, свойственный именно данному поэту, его личное отношение к Екатерине II – человеку, с характерными для него привычками, делами, заботами. Высокая простота лексического ряда, отсутствие высокой патетики, свойственной каноническому классицизму как нельзя лучше воплощает спокойный, уверенный, далекий от мирской суеты ход размышлений.

 

6. Форма

Размер – ямб, рифма – перекрестная, чередование женской и мужской, 5 четверостиший.

 

7. Значение и оценка

Стихотворение «Памятник» явилось своеобразным поэтическим итогом творчества Державина. Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» изобилует аллюзиями на оду Державина, повторяет и развивает многие мысли.

 

8. Текст стихотворения

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

‎Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить
,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Чёрных,‎
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчётных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

‎О Муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринуждённою рукой неторопливой
Чело твоё зарёй бессмертия венчай.

 

 

 

Василий Андреевич Жуковский (1783—1851)

 Русский поэт, основоположник отечественного романтизма, переводчик иностранной литературы, духовный лидер поэтического кружка «Арзамас», поддерживавшего языковую реформу Карамзина, заключавшуюся в отказе от использования церковнославянской лексики и грамматики и сближении литературного и разговорного типов языка за счет уподобления грамматике и синтаксису французского языка. Жуковского называли предтечей современной русской литературы, а А. С. Пушкин считал Жуковского своим главным учителем в поэзии. Жуковский был приближенным к императорскому двору и в разные годы занимал разные государственные и придворные должности. Наиболее известна его деятельность в качестве наставника и учителя цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II.

 Наиболее распространенными жанрами в поэзии Жуковского стали элегии и баллады.

«Светлана»

1. Дата и история  написания, сопоставление с «Людмилой»

Баллада «Светлана» была написана В. А. Жуковским в 1812 году и стала второй вариацией использования им сюжета баллады немецкого романтика Г. А. Бюргера «Ленора», вышедшей в 1771 год. Впервые напечатана в журнале «Вестник Европы» в 1813 году. Посвящена А. А. Протасовой (сестре возлюбленной поэта М. А. Протасовой-Мойер). Начало работы над «Светланой» относится ещё к 1808, текст окончен в 1812 году «Предшественницей» «Светланы» была «Людмила» (1808), в которой Жуковский раскрыл несвойственный для русской литературы сюжет. Молодая девушка тоскует по своему суженому и от этого в полночный зловещий час начинает роптать на Бога. Бог его наказывает: мертвый жених забирает Людмилу с собой в могилу. В сравнении с «Людмилой»  «Светлана» - баллада более понятная русскому читателю. В «Людмиле» описания природы сродни пейзажам немецких романтиков, а мистические элементы представлены скорее в темных, угнетающих тонах. Сама же Людмила ропщет на Бога, в то время как Светлана всецело предает себя во власть божью и просит помощи у своего ангела. В итоге, все заканчивается долгожданной встречей с женихом, а именно такой финал свойственен русским народным произведениям. Кроме того, форма баллады отличается стилем народного сказочного повествования, а приводимые автором подробности русского национального быта, народных обычаев, обрядов, слова народных песен дополняют «народность» этого произведения.

 

2. Направление, род и жанр

Романтизм, лироэпос, баллада.

 

3. Сюжет

Происходят вечерние гадания. Девушки кидают за ворота башмаки, чтобы узнать свою судьбу. Только Светлана сидит в стороне, молчит и не гадает. От ее любимого уже год нет  вестей, и Светлане без него трудно. В полночь она все же садится гадать и слышит чьи-то шаги.  Оглянувшись, Светлана видит своего милого, который зовет ее венчаться. Они выходят к воротам, садятся в сани, и кони пускаются вскачь.

В стороне появляется храм, через открытые двери виден черный гроб — отпевают усопшего.  Вдруг появляется хижина, занесенная снегом. Кони пропадают вместе с санями и женихом. Оставшись одна, Светлана решается зайти в избушку. А в избушке — стол, накрытый белой скатертью, а на столе — гроб.  Тут мертвец оживает, и только искренняя праведная молитва спасает от него Светлану.

Проснулась Светлана в своей  светлице, где заснула, гадая. Светлана боится, что ее сон был вечным. Но тут приезжает ее жених и везет ее к венцу.

 

4. Тематика и проблематика

Русский быт, ожидание жениха, верность в любви, значение снов, вера в Бога как нравственная опора для человека.

 

5. Основная идея.

Люди сами вольны творить свою судьбу, борьба добра и зла происходит только в их душе, а бог выступает не вершителем судеб, а исполнителем праведной человеческой воли.

 

6. Цитаты на заучивание.

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

 

«Я с тобой, моя краса;

Укротились небеса;

 Твой услышан ропот!»

 

«Ах! ужасный, грозный сон!

Не добро вещает он -

 Горькую судьбину;

Тайный мрак грядущих дней,

Что сулишь душе моей,

 Радость иль кручину?»

 

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей

  Вера в провиденье…»

 

О! не знай сих страшных снов

 Ты, моя Светлана...

 

8. Художественное своеобразие

В образе Светлана Жуковского отобразил характерные черты русской девушки: верность, покорность, кротость, поэтичность, Жуковский называет Светлану милой, в отличие от Людмилы. Светлана тверда в своей вере в Бога, Жуковский рисует ее исключительно в светлых тонах, в то время как Людмилу он изображает на фоне тьмы летней ночи. О стилистическом оформлении Светланы было сказано выше. Написана хореем с чередованием стопности 4-3, причём в длинных строчках для компенсации окончания мужские, а в коротких — женские. В строфе 14 строк с рифмовкой аБаБвГвГддЕжжЕ: таким образом, она близко напоминает сонет, хотя и в необычном для сонета размере. Хорей и чередование рифм создает динамичность повествования.

 

9. Оценка и значение произведение.

«Светлану» несколько раз упоминает и цитирует Пушкин («Евгений Онегин»; эпиграф к повести «Метель»). В комментарии к «Евгению Онегину» Набоков оценивает балладу как «шедевр» и высказывает мысль, что «онегинская строфа» Пушкина возникла под влиянием этой необычной сонетной строфы у Жуковского.

 

Василий Андреевич Жуковский (1783—1851)

 Русский поэт, основоположник отечественного романтизма, переводчик иностранной литературы, духовный лидер поэтического кружка «Арзамас», поддерживавшего языковую реформу Карамзина, заключавшуюся в отказе от использования церковнославянской лексики и грамматики и сближении литературного и разговорного типов языка за счет уподобления грамматике и синтаксису французского языка. Жуковского называли предтечей современной русской литературы, а А. С. Пушкин считал Жуковского своим главным учителем в поэзии. Жуковский был приближенным к императорскому двору и в разные годы занимал разные государственные и придворные должности. Наиболее известна его деятельность в качестве наставника и учителя цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II.

 Наиболее распространенными жанрами в поэзии Жуковского стали элегии и баллады.

Море

1. Дата создания

Стихотворение «Море» было написано в 1822 году.

 

2. Направление, род и жанр

Романтизм, лирика, элегия.

 

3. Тематика и проблематика

Изображение двух миров: моря и неба, взаимосвязь состояний природы и человека.

 

4. Основная идея

Море бесконечно, многогранно и изменчиво, как и человек. Человек не находит удовлетворения в реальной жизни, море аналогично, поэтому и тянется к небу.

 

5. Художественное своеобразие

Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием и белым стихом=>имитация безмолвия моря. Композиция включает в себя три основные части, три состояния морской стихии: в спокойствие, в бурю и после бури. Жуковский использует звукопись: благодаря повторению шипящих звуков он создает впечатление шипения бурлящих волн, паузы между трехсложными стопами передают ощущение ударов волн. Также в стихотворение есть олицетворения (море – живое, дышащее, наполненное тревожной думой, оно бьется, воет, рвет, терзает враждебную мглу), эпитеты (сладостный блеск, светозарная лазурь), метафоры (смятение моря), риторические вопросы (Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?). Само море сродни романтическому герою: оно тянется к небу из «земныя неволи», чтобы обрести желанную свободу в лучшем мире.

 

6. Оценка и значение

Литературный критик В. И. Коровин, статья "От Державина до Тютчева": "Элегическая эмоция включила теперь и "вечные" философские вопросы — противоречия между конечностью тела и бесконечностью духа, и социальные — неудовлетворенность насущной действительностью, в которой гибнут высокие духовные ценности (отсюда жажда иного мира и жгучая мечта о нем), и психологические — желание передать неповторимые и гуманные чувства, свойственные отдельной личности, родственным ей душам".  

В.А.Жуковский придал элегической грусти всепроникающий и всеохватывающий характер. Элегическое настроение — это господствующая тональность его лирики. Элегия - песня всей человеческой жизни, выражающая глубокое и неискоренимое разочарование в действительности.

 

7. Текст 

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя -
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

 

 

 

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)

Русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор. Участвовал в войне 1812 года, занимал важные государственные посты, погиб во врем дипломатической миссии в «Тегеране». В споре «архаистов» и арзамасцев поддерживал первых, хотя пользовался большим уважением вторых, Пушкина, Жуковского и т.д. Грибоедов известен как  писатель одной книги - пьесы «Горе от ума», которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России, а также источником многочисленных крылатых фраз.

«Горе от ума»

1. История и дата создания.

Пьеса «Горе от ума» создавалась с 1822 по 1824 гг., однако при жизни автора полностью напечатать ее не удалось: в 1825 вышла подцензурная версия, а только в 1862 году текст пьесы был опубликован полностью. Первая театральная постановка состоялась в 1831 году – уже после смерти автора.

 

2. Направление, род и жанр

Сочетание классицизма (два единства – места и времени, наличие резко отрицательных персонажей, говорящие фамилии), сентиментализма (частичное сходство Софьи с экзальтированными героинями любовных романов европейских сентименталистов)  и реализма (наличие в произведении неплоских, ярких, правдоподобно прописанных образов, стремление уловить реальные типы той эпохи), род драматургии и жанр комедии, как определял его сам Грибоедов. С точки зрения современного литературоведения, «Горе от ума» - это драма, так как в ней присутствуют не только комические, но и драматические и трагические элементы. В начале 19 века драматургического жанра «драма» еще не существовало.

 

3. Сюжет и композиция

Сюжет

Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей возлюбленной — Софье Фамусовой, которую он не видел три года. Они выросли вместе и с детства любили друг друга, но Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал в Санкт-Петербург и «не писал трёх слов»; вопреки ожиданиям Чацкого она встречает его очень холодно. Чацкий приезжает в дом Фамусова с решением взять в жёны Софью. Оказывается, у неё уже другой возлюбленный — живущий в доме её отца секретарь молодой Молчалин. Но он ничего подобного не знал, хотя догадывался, что Софья в кого-то влюблена, но никак не может понять, в кого. На протяжении всей комедии Чацкий пытается понять, кто же избранник его возлюбленной. Чацкий произносит красноречивые монологи, в которых обличает московское общество (идеологом которого выступает отец Софьи Павел Афанасьевич Фамусов), добивается лишь того, что вызывает в обществе слухи о своём сумасшествии, пущенные Софьей. В конце пьесы он решает покинуть Москву.

Композиция

Экспозиция: знакомство с хозяином, его дочерью, слугами, Молчалиным, описание обстановки и нравственных устоев

Завязка: приезд Чацкого, начинается два конфликта: любовный (Чацкий-Софья-Молчалин-Лиза) и общественный (конфликт Чацкого и фамусовского общества)

Развитие действия: личный конфликт – Чацкий желает откровенно поговорить с Софьей, общественный – обличение фамусовского общества (монолог Чацкого «А судьи кто?), бал в доме Фамусова, приезд гостей, распространение сплетни о сумасшествии Чацкого)

Кульминация: личный конфликт – Чацкий своими глазами увидел, кого ему предпочла Софья, общественный конфликт – Чацкого объявляют сумасшедшим и перестают обращать внимание на его речи

Развязка: Чацкий стремится вон из Москвы, но нет победителя в схватке между «веком нынешним» и «веком минувшим», потому что она будет длится вечно, этот конфликт неисчерпаем

 

4. Тематика и проблематика

Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», любовная драма, лишний человек (Чацкий открывает этот сквозной образ в русской литературе)

 

5. Основная идея произведения

Изображая социально-политическую борьбу консервативного и прогрессивного лагерей, нравы и быт Москвы, Грибоедов воспроизводит обстановку всей страны. «Горе от ума»  - это зеркало феодально-крепостнической России с ее социальными противоречиями, борьбой уходящего мира и нового, призванного победить.

 

6. Смысл названия

Первичное название «Горе уму»было заменено на «Горе от ума», потому что в первом случае ум пассивен, он ничего не может изменить и отсюда трагизм ситуации, во втором же он активен и сам навлекает на себя горе, а потому смешон.

 

7. Художественное своеобразие

Использована стихотворная форма, язык комедии живой, разговорный, много выражений стали пословицами. Стихотворный размер – «вольный ямб», рифма перекрестная, сочетание женской и мужской. Обилие монологов разных персонажей позволяют глубже раскрыть их характеры. Образы героев символичны. Фамусов отождествляет стабильность существующего социального режима, Чацкий, напротив, символ борьбы против безнравственных законов фамусовского общества, Молчалин – символ посредственности и согласия с большинством.

 

8. Цитаты на заучивание

Чацкий

Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

 

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

 

Дым отечества нам сладок и приятен!

 

В России под великим штрафом,

Нам каждого признать велят

Историком и географом!

 

Господствует смешенье языков:

Французского с нижегородским?

 

Он дойдёт до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

 

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший.

 

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

 

Свежо предание, а верится с трудом.

 

Хоть есть охотники поподличать везде,

Да нынче смех страшит и держит стыд в узде!

 

А судьи кто?

 

Прошедшего житья подлейшие черты.

 

Смятенье! Обморок! Поспешность! Гнев! Испуга!

Так можно только ощущать,

Когда лишаешься единственного друга.

 

Судьба любви - играть ей в жмурки.

 

Мне в петлю лезть, а ей смешно.

 

Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож;

Молчалин, например...

 

Мне весело, когда смешных встречаю,

А чаще с ними я скучаю.

 

Но чтоб иметь детей,

Кому ума недоставало?

 

Чины людьми даются,

А люди могут обмануться.

 

Когда в делах – я от веселий прячусь,

Когда дурачиться – дурачусь,

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

 

Платон любезный, славно,

Похвальный лист тебе: ведёшь себя исправно.

 

Окроме честности, есть множество отрад:

Ругают здесь, а там благодарят.

 

Да, мочи нет. Мильон терзаний

Груди от дружеских тисков

Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,

А пуще голове от всяких слов.

 

О! если б кто в людей проник:

Что хуже в них? Душа или язык?

Чьё это сочиненье!

Поверили глупцы, другим передают,

Старухи вмиг тревогу бьют-

И вот общественное мненье!

 

Молчалины блаженствуют на свете!

 

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей -

Высокий идеал московских всех мужей.

 

Так! отрезвился я сполна,

Мечтанья с глаз долой - и спала пелена.

 

Карету мне, карету!

 

Фамусов

 

Вот то-то невзначай, за вами примечай.

 

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.

 

На весь квартал симфонию гремишь!

 

Нельзя ли для прогулок

Подальше выбрать закоулок?

 

Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца.

 

А пуще дочери да сами добряки.

Дались нам эти языки!

 

Ах! Матушка, не довершай удара!

Кто беден, тот тебе не пара!

 

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой!

 

Ну выкинул ты штуку!

Три года не писал двух слов

И грянул вдруг как с облаков!

 

Что за комиссия, создатель,

Быть взрослой дочери отцом!

 

Достань-ка календарь;

Читай не так, как пономарь.

 

Куда как чуден создан свет!

Пофилософствуй - ум вскружится;

То бережешься, о обед!

 

Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы, на старших глядя.

 

Что говорит! И говорит, как пишет!

 

Хоть душу отпусти на покаянье!

 

Да, счастье, у кого есть эдакий сынок!

Имеет, кажется, в петличке орденок?

 

Ну как не порадеть родному человечку!

 

Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!

Попробуй о властях – и нивесть что наскажет!

Что низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,

Хоть пред монаршим лицом,

Так назовёт он подлецом!

 

Ученье - вот чума, учёность – вот причина!

 

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.

 

Ба! Знакомые всё лица!

 

Софья

 

Счастливые часов не наблюдают.

 

Шел в комнату, попал в другую.

 

Подумаешь, как счастье своенравно!

 

Судьба нас будто берегла,

А горе ждет из-за угла…

 

Он слова умного не выговорил сроду,-

Мне всё равно, что за него, что в воду!

 

Ах! Если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далёко?

 

Да хоть кого смутят

Вопросы быстрые и любопытный взгляд…

 

Пошлёмте к доктору, пренебрегать не должно.

 

Конечно, нет в нём этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума.

 

Герой… Не моего романа.

 

Не помню ничего, не докучайте мне.

Воспоминания! Как острый нож оне.

 

Лиза

 

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь.

 

В глазах темно, и замерла душа:

Грех не беда, молва не хороша.

 

Забыла волосы чернить

И через три дни поседела.

 

Улыбочка и пара слов,

И кто влюблён – на всё готов.

 

Молчалин

 

Злые языки страшнее пистолета!

 

В мои лета не должно сметь

Своё суждение иметь.

 

Загорецкий

 

Кто что ни говори:

Хотя животные, а всё-таки цари!

 

Скалозуб

 

Как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.

 

9. Значение и оценка произведения

Пьеса «Горе от ума» заслужила лес?

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Цитата
  • Марина

  • 27 апреля 2014 11:00
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
^
Спасибо большое за бесценный материал! Четко, лаконично! То, что нужно сейчас нам, паникующим выпускникам:)